Очень сложно определить, правильно ты сделал или нет - рейки обшивки легко перегнуть в ту или иную сторону, и сложно понять, недомалковал ты или перемалковал. То же самое с симметричностью.
Например, у меня возникли недопонимания с черновыми фальшбортами - они даны вырезынными из фанеры с уже прорезанными в них пушечными портами (это, конечно, удобно). Для их укладки я использовал вершины шпангоутов (топтимберсы) как маркеры, но мне все время потом казалось, что передняя их часть, возле княвдигеда, слишком загнулась вверх.
Когда же я начал укладывать черновую обшивку (я решил пойти простым путем - следовать простейшему правилу естественной кривизны, т.е. укладывать рейки так, как они ложаться на шпонгоуты естественно, а затем подрезать. Это простеший способ, потому что есть более верный и сложный - заужать рейки в передней части корпуса и делать всевозможные вставки, делать разметку, расшивку и тому подобное). Так вот, когда я начал делать черновую, то первую рейку нужно было укладывать вдоль нижней кромки фальшборта, и я сразу понял, что это кромка ну никак не соответствует естественной кривизне рейки. Тут либо мои обводы получились не совсем верными, либо фальшборта были спроектированы не совсем верно. А верного ответа никто не подскажет. Короче говоря, первые пару реек я уложил вдоль фальшбортов, а остальные уже ложил, как ложились. Наверное, в передней части обводы у меня все же получились неверными - ибо у самого форштевня пришлось уложить три потеряя (так называют клиновидные вставки между рейками, когда те расходятся), хотя по идее спереди рейки должны только сходиться, но никак не расходиться.
Для фиксации я использовал все подряд - и кнопки, и булавки, и гвоздики. Просто вбивать не получилось - шпангоуты расслаивались. Пришлось под каждый гвоздик сверлить отверстие - обломал штуки четыре сверла. Это, кстати, единственные этапы, на которых я использовал ПВА, потом, после черновой, перешел полностью на цианокрилат. За вечер удавалось уложить где-то по две-три планки на борт. Укладывать нужно два борта одновременно - чтобы корпус не повело винтом. Для черновой обшивки в наборе были даны липовые рейки 4х1 мм. Фальшборта я гнул горячим утюгом, а рейки - от таким инструментом.
Некоторые замачивают в воде, кто вообще в уксусе или нашатыре, некоторые используют специальные модельные маленькие нагревательные утюжки. Я пошел по простому пути.
Да, кстати: обычно сначала устанавливают палубу, а затем делают обшивку, но я выбрал второй вариант - сначала обшивку, а потом палубу. Мне показалось, что палубу обшить будет намного удобнее отдельно, на столе, а потом вставить в готовый корпус. Как оно в итоге получилось - напишу отдельно. На Пегасе есть только верхняя палуба, бак и ют. Нет ни квартердека, ни гондека, ни прочих деков.
Вот она, черновая обшивка. Смотрелось страшно, но после шлифовки, шпатлевания и шлифовки все получилось не так уж и плохо. После шлифовки я приклеил все штевни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий