понедельник, 18 мая 2015 г.

Искусственный интеллект, XXI век. Ex Machina vs. Chappie

После довольно длительного затишья конца 90х и начала 2000-х годов тема искусственного интеллекта и космоса возвращается в мир большого кино, теперь уже в современных реалиях. И я должен вам сказать  - с большим размахом.
Сегодняшний мой вечер начался с "машины". Черт побери, описывая этот фильм, даже затрудняешься, как его правильно назвать: дибильное русское "Из машины" и звучит как-то по-дибильному, английское дословное "Бывшая машина" вроде тоже не лучше...


Ух. Что же сказать? Пожалуй, лучшего фильма про искусственный интеллект я еще не видел. Это шедевр, без лишних слов, размусоливаний и отступлений. Это самая большая концентрация морально-этических вопросов на погонную минуту экранного времени за всю историю человеческого кинематографа. Да черт возьми, я, пожалуй, смогу написать докторскую диссертацию на вопрос моральности поступков Авы и ее характера. Даже нет, не характера - ее воспитания, ее души, ее поведения. И меня совершенно не смущает при этом, что она - искусственна. Пообщавшись с ней и вы вскроете себе вены, чтобы проверить, не робот ли вы - под стать главному герою.



Калеб говорит что отныне (после создания ИИ) это будет не история человека, это будет история бога. Я бы выразился по-другому: теперь это будет история робота.


В этом фильме есть все. Все, связанное с искусственным интеллектом, что вам когда-либо приходило в голову - все это здесь есть. Что-то глубже, что-то мельче, но хотя бы в набросках - но есть. Поверьте. Все, о чем вы уже успели подумать, здесь присутствует. И не ждите романтичного хэппи-энда. Это не тот фильм. Но и не тот - другой, противоположный ему. Вам придется самим это увить.




________________________________________________________________



После такого шедевра смотреть Чаппи было невероятным кощунством, но я все же это сделал. В пол-глаза, занимаясь другими вещами. Потому что, собственно, что может предложить нам Чаппи? Очередную реперско-гангстерско-нигерскую мурню? Забавно, что в фильме нет ни одного черного, но это все равно какой-то сплошной апофеоз негритянской культуры - той самой, без которой наша планета могла бы спокойно обойтись. Ставить культуру южноафриканских гангстеров во главу угла мне кажется совершенно неподходящей темой для меинстримового блокбастера.


Ну серьезно, что я должен здесь увидеть? Я должен пожалеть этих ублюдков, которым место на том свете или как минимум за решеткой? Я должен влюбиться в тупую Йоланди Фиссер, в которой непонятно откуда в промежутках между матюками, стрельбой и прочей уголовщиной проснулся материнский инстинкт? Да даже если бы они там все поголовно сдохли, меня бы это даже не задело. Они, впрочем, и так там почти все сдыхают. Из Йоланди, правда, делают робота, будто из религиозной иконы какой-то, и это уже явный ванильный перебор...


Эх, Бломкамп, Бломкамп, мне так понравился твой Район номер 9. Да, синопсис там был донельзя банален - что-то из разряда какого-нибудь Аватара - но фильм цеплял за живое. Да и вся эта рэперская муть Йоханнесбурга там была к месту. Ведь там она не была самосутью фильма, а только лишь фоном, а здесь она прямо ядро сюжета: убери эту бандитскую херь, и от фильма ничего не останется.


Да, Чаппи, безусловно, совершенно естественен, и ведет себя именно так, как вел бы себя  на самом деле, выросши среди этих бандитов. Но блин, по сравнению с Ex Machina это просто какой-то африканский детсад. Ясельная группа, как говорил один мой учитель математики.


Пересмотрите лучше Живую сталь, что ли...

8 комментариев:

  1. Все-таки там нету дословного английского "бывшей машины". Либо дебильное русское "из машины", либо дословное латинское "из машины". Но вообще, термин настолько устоявшийся, что я бы на месте прокатчиков тупо так и оставил, как в оригинальном названии.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я еще не посмотрел фильм и подумал, что "Бывшая машина" это как бы по сюжету. Изначально на ум тоже пришла отсылка к "Deus ex machina".

      Удалить
  2. Посмотрел.
    А все проблемы из-за чего? Бородатый чувак-лесоруб-айтишник не читал Азимова и его "Три закона роботехники".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По моему сугубо личному мнению, интеллект любым образом искусственно ограниченный любого рода жесткими законами или правилами не является полноценным. В нем нет свободы воли, свободы выбора и свободы проявления эмоций (как например в сопливом AI Спилберга), и следовательно он не есть интеллект вообще

      Удалить
    2. Согласно твоей логике, получается, "что-то" (как вариант "кто-то") неполноценное не является этим "чем-то" вообще.
      Вот у тебя, полноценного интеллекта, есть же какие-то рамки: моральные, культурологические, юридические. И все они - искусственные.

      Удалить
    3. Лук без тетивы не есть лук :) в этом что-то есть)
      У меня - есть. Но все они результат жизненного опыта, воспитания, внешних условий, принятых решений, пережитых эмоциональных потрясений. Самое главное, что они не жесткие, мой интеллект получил их в процессе собственного обучения и становления и я имею физическую возможность их нарушить, и как следствие понимаю их значение. Робот с тремя законами не понимает ценности и значения человеческой жизни, а просто следует жестким инструкциям, которые не может нарушить даже если захочет.

      Удалить
    4. Лук без тетивы - есть лук, но без тетивы. Это тебе любой сенсей или мастер Йода скажет, но другими словами: "Самурай без меча подобен самураю с мечом, но только без меча".

      То есть, одно лишь то, что в искусственном интеллекте будет заложено жесткое "Не убий, не причини вреда, не бездействуй при причинении вреда", все это делит на ноль все остальные возможность ИИ? И он перестает быть интеллектом?
      То, что ты гипотетически имеешь физическую возможность нарушить какое-то табу, нивелирует тот факт, что моральный (в широком смысле) стопор у тебя сильнее этой самой физической возможности.

      Удалить
    5. Ха, ну здесь стоит задаться вопросом что делает лук луком и что делает самурая самураем. Наличие меча делает тебя самураем? Необязательно.
      Почем лук без тетивы - лук? А лук без остова - это лук или просто кусок тетивы? А если вместо гибкого остова кусок бревна - это лук? А если остов гибкий, а вместо тетивы - стальной канат - это лук?
      Вот я тебе даю кусок тетивы - на, стреляй. Это же лук. Что? Остов без тетивы - лук, а тетива без остова - не лук? В чем разница?
      "Лук, но без тетивы" - это всего лишь уловка мышления для того, чтобы спроецировать предмет на временную шкалу - в прошлое (это когда-то был лук, но тетиву сняли) или в будущее (это мог бы быть лук, если приделать тетиву). Но если отбросить прошлое и будущее, то в настоящем - это не лук.

      Я вообще не представляю как в полноценный интеллект можно было бы заложить какое-то жесткое правило. И я же сказал - это мое мнение. Не представляю как возможность чистого познания можно чем-то ограничить.

      Ну или так: тот, кто не убивает, потому что включен тумблер - как та женщина, что живет в черно-белой комнате и знает все о цветах. Тот, кто не убивает потому, что осознает последствия и не хочет этого/боится - как та женщина, которая вышла в цветной мир.

      Удалить