вторник, 16 мая 2017 г.

HMS Pegasus: каркас и черновая обшивка


Каркас корабля был собран быстро и без проблем. Шпангоуты и киль - вырезаны лазером на листе фанеры, нужно лишь обрезать перемычки и снять детали. Стыковка была идеальной и очень плотной, я оставил клей сохнуть на сутки. Затем добавил спереди и сзади немного кусочков фанеры, чтобы лучше вывести обводы, и затем приступил к малкове. Следующий корабль я буду делать основательней - закуплю бальзу (очень мягкое дерево), чтобы заполнить шпации (промежутки между шпангоутами) - так намного точнее и лучше можно вывести обводы корпуса, и укладка обшивки будет гораздо качественней. Но это будет уже на следующем корабле.



Не могу сказать, что малковка у меня получилась идеальная, но я постарался сделать максимум того, на что способен. Уменьшить толщину килевой рамки сзади не забыл, потому что ее толщина 5мм, плюс две черновые рейки по 1мм (с каждой стороны рамки по одной) и две чистовые по 1мм - в итоге 9мм, а ведь все штевни толщиной 5мм, и ступеньки быть не должно.



Очень сложно определить, правильно ты сделал или нет - рейки обшивки легко перегнуть в ту или иную сторону, и сложно понять, недомалковал ты или перемалковал. То же самое с симметричностью.
Например, у меня возникли недопонимания с черновыми фальшбортами - они даны вырезынными из фанеры с уже прорезанными в них пушечными портами (это, конечно, удобно). Для их укладки я использовал вершины шпангоутов (топтимберсы) как маркеры, но мне все время потом казалось, что передняя их часть, возле княвдигеда, слишком загнулась вверх.




Когда же я начал укладывать черновую обшивку (я решил пойти простым путем - следовать простейшему правилу естественной кривизны, т.е. укладывать рейки так, как они ложаться на шпонгоуты естественно, а затем подрезать. Это простеший способ, потому что есть более верный и сложный - заужать рейки в передней части корпуса и делать всевозможные вставки, делать разметку, расшивку и тому подобное). Так вот, когда я начал делать черновую, то первую рейку нужно было укладывать вдоль нижней кромки фальшборта, и я сразу понял, что это кромка ну никак не соответствует естественной кривизне рейки. Тут либо мои обводы получились не совсем верными, либо фальшборта были спроектированы не совсем верно. А верного ответа никто не подскажет. Короче говоря, первые пару реек я уложил вдоль фальшбортов, а остальные уже ложил, как ложились. Наверное, в передней части обводы у меня все же получились неверными - ибо у самого форштевня пришлось уложить три потеряя (так называют клиновидные вставки между рейками, когда те расходятся), хотя по идее спереди рейки должны только сходиться, но никак не расходиться.



Для фиксации я использовал все подряд - и кнопки, и булавки, и гвоздики. Просто вбивать не получилось - шпангоуты расслаивались. Пришлось под каждый гвоздик сверлить отверстие - обломал штуки четыре сверла. Это, кстати, единственные этапы, на которых я использовал ПВА, потом, после черновой, перешел полностью на цианокрилат. За вечер удавалось уложить где-то по две-три планки на борт. Укладывать нужно два борта одновременно - чтобы корпус не повело винтом. Для черновой обшивки в наборе были даны липовые рейки 4х1 мм. Фальшборта я гнул горячим утюгом, а рейки - от таким инструментом.


Некоторые замачивают в воде, кто вообще в уксусе или нашатыре, некоторые используют специальные модельные маленькие нагревательные утюжки. Я пошел по простому пути.

Да, кстати: обычно сначала устанавливают палубу, а затем делают обшивку, но я выбрал второй вариант - сначала обшивку, а потом палубу. Мне показалось, что палубу обшить будет намного удобнее отдельно, на столе, а потом вставить в готовый корпус. Как оно в итоге получилось - напишу отдельно. На Пегасе есть только верхняя палуба, бак и ют. Нет ни квартердека, ни гондека, ни прочих деков.

Вот она, черновая обшивка. Смотрелось страшно, но после шлифовки, шпатлевания и шлифовки все получилось не так уж и плохо. После шлифовки я приклеил все штевни.






Комментариев нет:

Отправить комментарий