пятница, 27 марта 2015 г.

Братья Коэн

Если говорить честно, то я являюсь поклонником этих режиссеров. Люблю иронию и абсурдный юмор - любовь к ним мне привили еще в свое время Футурама и Симпсоны. Футураму я начал смотреть в классе 11м, а Симпсонов попозже и пересматриваю за завтраками до сих пор.

Я смотрел довольно много их фильмов и начал с пожалуй самого нашумевшего - Старикам тут не место (кстати, совсем не комедия).

Старикам тут не место
Поначалу очень сложно понять, при чем же здесь старики, и почему им тут не место? И где это "тут"?.. Но чем больше вслушиваешься в монологи старого шерифа, чем больше размышляешь над ними, попыхивая, к примеру, сигаретой (трубкой) на балконе, чем больше пытаешься понять этот незамысловатый сюжет, тем больше обращаешься к мысли, куда же все-таки катится этот чертов мир... Иногда занятно отвернуться от мира больших промышленных и финансовых городов и взглянуть на суровые, покрытые грубой песчаной пылью жизни жителей деревень. В этих пустынях действуют другие правила, жизнь течет по-иному, вместо асфальта - грязь да песок. Раньше шерифы даже не носили оружия, а теперь ничего не стоит наткнуться на грузовик с кокаином.
Это фильм в себе. Как петля Мебиуса. Превосходно снятый. Со спокойной камерой, медленными кадрами. Настоящими лицами. Он не прошибает мозги какими-то псевдовеликими идеями или сильными эмоциями вроде рядовых "глубоких фильмов", живущих от силы пару месяцев. Нет, с Коэнами все несколько сложнее - они работают с подсознанием. По просмотру фильма ты еще долго сидишь неподвижно и в задумчивости качаешь головой - а чему и сам не можешь понять.

Три других фильма я, пожалуй, объединю. Это Невыносимая жестокость, Игры джентльменов и После прочтения сжечь. Все три - вершина юмора в своем понимании. Совершенно абсурдного, как и все их персонажи, с их абсурдными стремлениями, желаниями и надеждами, с их абсурдными страхами и решениями. Наблюдая за настолько глупыми людьми, во-первых смеешься до коликов в животе, а во-вторых понимаешь, что весь мир ими битком набит.

После прочтения сжечь
Все рекорды по количеству глупости бьет, конечно, "После прочтения сжечь"- все персонажи до единого совершенные дурачки - и Брэдд Питт, и Клуни, и Фрэнсис Макдорманд - полнейшие идиоты. Я просто в восторге от персонажа Малковича! Нет, он, конечно, не положительный, но мне настолько ярко удается почувствовать его бессильную злобу по отношению к происходящему вокруг него идиотизму, что я не могу удержать себя в руках.

Игры джентльменов
"Игры джентльменов" также не нагружает зрителя глубиной сюжета, зато с лихвой отыгрывается на великолепии персонажей - неимоверно тщательно проработанных, воссозданных в своей классической, почти карикатурной форме, со всеми мелкими присущими им особенностями и атрибутами, как, в случае, например черной матроны - с котом и портретом покойного мужа. Все герои настолько естественны и реалистичны, что кажется, будто ты уже смотришь с ними 324ю серию какого-то очень хорошего сериала, в котором они каждый раз делают одни и те же присущие им фишки.

Невыносимая жестокость
Если говорить о "Невыносимой жестокости", то, чтобы уже не повторяться, стоит упомянуть только шикарный вид персонажа Кэтрин Зеты-Джон. Вообще, честно говоря, я полюбил Клуни именно благодаря Коэнам, и отныне знаю, что фильм с ним с очень большой вероятностью мне понравится. Клуни мне нравится в той же мере, в какой раздражает Пирс Броснан.

О, брат, где же ты
Благодаря ему же я люблю "О, где же ты брат". Но в первую очередь - благодаря старому доброму южноамериканского фолку! Ведь в определенной степени этот фильм - фильм музыкальный, и музыка играет в нем большую роль. Пожалуй, до этого фильма я никогда не могу подумать, что мне может понравится фолк - но, честно говоря, главную тему "You are my sunshine" я послушиваю время от времени и сейчас. Во всем остальном (а не только в музыке) фильм воссоздает сладкую атмосферу деревенской меланхолии. И неважно, имеет он отношение к "Одиссее" или нет - и насколько.

Железная хватка
Еще один харизматичный фильм - "Железная хватка". Если вы можете себе представить лучший юмористический вестерн за историю кино - то это он. Под словом "юмористический" я, естественно, понимаю черный юмор и яркую, ехидную иронию. Пожалуй, этот фильм также может похвастаться лучшей женской ролью среди вестернов - эта наглая, бесстрашная четырнадцатилетняя девка и Сатану завыть заставит. Честно говоря, я люблю этот фильм больше, чем всякие Однажды на диком западе вместе взятые.

Серьезный человек
"Серьезный человек". Как явствует из названия, фильм повествует о том, как глупо принимать этот мир всерьез. Доказательство этому мы видим во всем: и в абсурде поведения любовника жены, и в таинственном послании на внутренней стороне зубов одного мужчины, и даже в голой соседке, флегматично трахающей нашего персонажа с сигаретой в зубах. Поначалу ты смеешься с человека, который среди всего этого пытается оставаться серьезным. И даже смеешься с того, как все вокруг ему твердят, что он должен наконец-то взяться за ум и разобраться со своей жизнью. Но потом ты и сам начинаешь понимать, что ведь нужно-таки в этой жизни хвататься за что-то прочное, иначе унесет в океан... И когда понимаешь, что ничего прочного вокруг нет, тебя охватывает паника, и ты уже ничего не понимаешь и только стоишь и смотришь в растерянности на волны. А в следующую минуту и вовсе обрушивается торнадо и сметает все и всех - и тех, кто был серьезен и пытался за что-то ухватиться, и тех, кому было все равно... И тут ты уж точно окончательно во всем запутываешься и ничего не понимаешь. Пожалуй, этот фильм Коэнов гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Большой Лебовски

Внутри Льюина Дэвиса
И наконец два фильма, которые мне не понравились - это "Большой Лебовски" и "Внутри Льюина Дэвиса". Я знаю, что их тоже считают великолепными фильмами. Лебовски я смотрел в переводе Гоблина (т.е. с матюками) - и в принципе кроме матюков и растасканной на ролики цитаты про "хуй с ним" больше ничего там не увидел. Дело давно было. Вообще, это скорее фильм в стиле Гая Ричи, чем братьев Коэн, правда с толикой сюрреализма в духе Федерико Феллини. Так что не совсем понятно, как это они такое сняли. Фильм наверное можно описать одной звучащей в нем фразой: "Бывает, ты ешь медведя, а бывает, он - тебя". Что-то в этом, наверное, есть.
В Льюине вроде бы Коэны опять обращаются к фолку, но мне настолько не понравился сам персонаж Льюина - мелкий и мерзкий тип, совершенно слабый, низкий и подлый - что я не нашел этот фильм достойным восхищения. Юмора там не увидел в упор. Так что выбирать вам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий