238
Впасть в ошибку при разрешении основной проблемы "мужчина и женщина",
отрицать здесь глубочайший антагонизм и необходимость вечно враждебного
напряжения, мечтать здесь, может быть, о равноправии, о равенстве
воспитания, равенстве притязаний и обязанностей - это типичный признак
плоскоумия, и мыслителя, оказавшегося плоским в этом опасном пункте -
плоским в инстинкте! - следует вообще считать подозрительным, более того,
вполне разгаданным, выведенным на чистую воду; вероятно, и для всех вопросов
жизни, к тому же и будущей жизни, он окажется слишком "недалеким" и не
достигнет никакой глубины. Напротив, человек, обладающий как умственной
глубиной, так и глубиной вожделений, а также и той глубиной благоволения,
которая способна на строгость и жесткость и с лёгкостью бывает смешиваема с
ними, может думать о женщине всегда только по-восточному: он должен видеть в
женщине предмет обладания, собственность, которую можно запирать, нечто
предназначенное для служения и совершенствующееся в этой сфере - он должен в
данном случае положиться на колоссальный разум Азии, на превосходство ее
инстинкта, как это некогда сделали греки, эти лучшие наследники и ученики
Азии, - которые, как известно, от Гомера до Перикла, вместе с возрастающей
культурой и расширением власти, шаг за шагом делались строже к женщине,
короче, делались более восточными. Насколько это было необходимо, насколько
логично, насколько даже по-человечески желательно, - пусть каждый рассудит
об этом про себя!
239
Слабый пол никогда ещё не пользовался таким уважением со стороны
мужчин, как в наш век, - это относится к демократическим склонностям и
основным вкусам так же, как непочтительность к старости, - что же
удивительного, если тотчас же начинают злоупотреблять этим уважением? Хотят
большего, научаются требовать, находят наконец эту дань уважения почти
оскорбительной, предпочитают домогаться прав, даже вести за них настоящую
борьбу: словом, женщина начинает терять стыд. Прибавим тотчас же, что она
начинает терять и вкус. Она разучивается бояться мужчины: но, "разучиваясь
бояться", женщина жертвует своими наиболее женственными инстинктами. Что
женщина осмеливается выступать вперёд, когда внушающая страх сторона мужчины
или, говоря определённее, когда мужчина в мужчине становится нежелательным и
не взращивается воспитанием, это довольно справедливо, а также довольно
понятно; труднее объяснить себе то, что именно благодаря этому - женщина
вырождается. Это происходит в наши дни - не будем обманывать себя на сей
счёт! Всюду, где только промышленный дух одержал победу над военным и
аристократическим духом, женщина стремится теперь к экономической и правовой
самостоятельности приказчика: "женщина в роли приказчика" стоит у врат
новообразующегося общества. И в то время как она таким образом завладевает
новыми правами, стремится к "господству" и выставляет женский "прогресс" на
своих знамёнах и флажках, с ужасающей отчётливостью происходит обратное:
женщина идёт назад. Со времён французской революции влияние женщины в Европе
умалилось в той мере, в какой увеличились её права и притязания; и "женская
эмансипация", поскольку её желают и поощряют сами женщины (а не только
тупицы мужского рода), служит таким образом замечательным симптомом
возрастающего захирения и притупления наиболее женственных инстинктов.
Глупость скрывается в этом движении, почти мужская глупость, которой всякая
порядочная женщина - а всякая такая женщина умна - должна бы стыдиться всем
существом своим. Утратить чутьё к тому, на какой почве вернее всего можно
достигнуть победы; пренебрегать присущим ей умением владеть оружием;
распускаться перед мужчиной до такой степени, что дойти, может быть, "до
книги", между тем как прежде в этом отношении соблюдалась дисциплина и
тонкая лукавая скромность; с добродетельной дерзостью противодействовать
вере мужчины в скрытый в женщине совершенно иной идеал, в нечто Вечно- и
Необходимо-Женственное; настойчивой болтовнёй разубеждать мужчину в том, что
женщину, как очень нежное, причудливо дикое и часто приятное домашнее
животное, следует беречь, окружать заботами, охранять, щадить; неуклюже и
раздражённо выискивать элементы рабства и крепостничества, заключавшиеся и
всё ещё заключающиеся в положении женщины при прежнем общественном строе
(точно рабство есть контраргумент, а не условие всякой высшей культуры,
всякого возвышения культуры), - что означает всё это, как не разрушение
женских инстинктов, утрату женственности? Конечно, много есть тупоумных
друзей и развратителей женщин среди учёных ослов мужского пола, которые
советуют женщине отделаться таким путём от женственности и подражать всем
тем глупостям, какими болен европейский "мужчина", больна европейская
"мужественность", - которые хотели бы низвести женщину до "общего
образования", даже до чтения газет и политиканства. В иных местах хотят даже
сделать из женщин свободных мыслителей и литераторов: как будто нечестивая
женщина не представляется глубокомысленному и безбожному мужчине чем-то
вполне противным или смешным, - почти всюду расстраивают их нервы самой
болезненной и самой опасной из всех родов музыки (нашей новейшей немецкой
музыкой) и делают их с каждым днём всё истеричнее и неспособнее к выполнению
своего первого и последнего призвания - рожать здоровых детей. И вообще,
хотят ещё более "культивировать" и, как говорится, сделать сильным "слабый
пол" при помощи культуры: как будто история не учит нас убедительнейшим
образом тому, что "культивирование" человека и расслабление - именно
расслабление, раздробление, захирение силы воли - всегда шли об руку и что
самые могущественные и влиятельные женщины мира (наконец, и мать Наполеона)
обязаны были своим могуществом и превосходством над мужчинами силе своей
воли, а никак не школьным учителям! То, что внушает к женщине уважение, а
довольно часто и страх, - это её натура, которая "натуральнее" мужской, её
истая хищническая, коварная грация, её когти тигрицы под перчаткой, её
наивность в эгоизме, её не поддающаяся воспитанию внутренняя дикость,
непостижимое, необъятное, неуловимое в её вожделениях и добродетелях... Что,
при всём страхе, внушает сострадание к этой опасной и красивой кошке,
"женщине", - так это то, что она является более страждущей, более уязвимой,
более нуждающейся в любви и более обреченной на разочарования, чем какое бы
то ни было животное. Страх и сострадание: с этими чувствами стоял до сих пор
мужчина перед женщиной, всегда уже одной ногой в трагедии, которая терзает
его, в то же время чаруя. - Как? И этому должен настать конец? И
расколдовывание женщины уже началось?
"Жениться тебе надо, барин. Так с тобой что нибудь скверное может приключиться..." (С)
ОтветитьУдалить