суббота, 19 января 2013 г.

Из моего детства. Бабочки

У меня никогда не было много друзей, а в детстве и подавно. Мне приходилось заменять их всевозможными увлечениями, и одним из таких самых серьезных увлечений было коллекционирование бабочек.
Я даже не помню, когда первый раз папа меня с этим познакомил - но было это в районе второго или третьего класса, а может пятого - потому что я помню, как мы втроем с ним и еще одним моим другом бегали по полю недалеко от моего дома - а дружил я с тем мальчиком до пятого класса.
Точно также я не помню, как к этому пришел сам отец - как и когда. Но факт состоит в том, что сейчас он торгует насекомыми в коробках - покупает их в засушенном виде, затем размачивает, расправляет, заказывает рамки, оформляет и продает.
А детство мы провели в охоте за бабочками - и это единственное, в общем-то, что мы делали вместе.
Помню, первых своих бабочек - я налепил их на кусок пенопласта и нацепил на полку над столом. К ним повадились ходить какие-то муравьи - до сих пор помню, как они цепочкой ползли к этим трем несчастным бабочкам на ужин. Потом они пропали - то ли мы их выжили, то ли они сами собой. Как тараканы - тараканы тоже сами собой как-то пропали... наверное сдохли от нашей экологии (уж точно не от ядов, которыми их травили).
Потом папа научил меня пользоваться распрямилками - расправлять бабочек крайне сложная, тонкая и аккуратная работа, требующая большого терпения и осторожности, которых у меня всегда хватало. Каждое лето пару раз в месяц мы выезжали куда-то за город с бутербродами в рюкзаке и бегали за бабочками по полям и просекам - до сих пор с теплотой вспоминаю эти забавные приключения.  Было весело и увлекательно, что-то есть в этом хорошее с точки зрения общения с природой.
А как интересно было узнавать о мире насекомых - все-таки я был еще маленьким. Смотрел видео-кассеты о насекомых. Помню, построил вольер с землей - хотел вырастить бабочек из гусениц. Долго возился, возился - попробуй этих гусениц найти... Здесь случилось одно событие, за которое меня друзья обозвали садистом, и за которое наверняка обзовете вы (но, право, в 12 лет я был одержим бабочками) - когда я был в детском лагере в Крыму, я нашел в лесу на дороге ночную бабочку (не ту) и смог в руке донести ее в лагерь. Дневных бабочек убить легко - просто сдавливаешь им пальцами тельце, а с ночными так не получится - тело у них слишком толстое, и поэтому для них делают морилки с ядом. Морилки у меня не было, бабочку терять не хотелось, и я взял и пришпилил ее живую булавкой в куску пенопласта.
Когда я открыл коробку на следующее утро, оказалось, что бабочка перед тем как сдохнуть успела отложить кучу яиц, из которых еще через день вылупились гусеницы. Я сумел довезти их домой (половина сдохла по дороге - из где-то сорока), затем вроде бы как-то чем-то выкормил штук 10 и в итоге получил, если мне не изменяет память, четыре или пять куколок, из которых на следующий год вылупилось три бабочки. Я отдал их отцу.
Потом, помню, охотился в Крыму на жужелиц - это жуки такие в Крыму водятся, типо самые дорогие жуки в Украине, стоят доллар штука. Их мне тогда весь лагерь приносил, когда узнал, что они мне нужны - а я их пытался травить дезодорантами, а они сдохли от голода.
Вообще, коллекционирование бабочек не слишком-то почетное хобби. Я бы вам посоветовал десять раз подумать, прежде чем знакомить свое дите с таким увлечением - поверьте, товарищи его просто сгнобят. Уж я-то знаю. Так что, пока я бегал по полям с папой, и никто об этом не знал, все было хорошо, но когда мой сачок стали сравнивать с гондоном, мне это дело пришлось прекратить - я и так с ним затянул, аж до 10 класса.
Тех бабочек, что у меня уже были, я красиво оформил в четыре коробки по семействам - нимфалиды, сатириды, ликаниды и пиериды с папилионидами. Сачок остался лежать в кладовке как напоминание о старых временах. Надеюсь, мама его не выбросит...


1 комментарий: