пятница, 30 января 2015 г.

Про бонсай - начало

В бонсай я влюбился с того момента, как впервые увидел его вживую в ботаническом саду Монреаля два с половиной года назад. Тогда я решил, что он у меня когда-то непременно будет. В конце прошлого года я понял, что это "когда-то" пришло.




Короче говоря, я решил, что пора уже начинать постигать дзен, а то как же без него вообще жить, уже тридцатник на носу. А бонсай это дело пожизненное - поди, еще и детям в наследство передам. Поэтому если лет так через десять я буду все свое свободное время проводить где-то в глубинке своего бэкярда в окружении бонсаев и вина и постигающим дзен - не удивляйтесь :)

Весь декабрь я потратил на то, чтобы выбрать само растение, я имею в виду биологический вид. Большинству деревцев нужна правильная зимовка при температуре от 5 до 15 градусов в зависимости от вида. Я для себя сразу определился, что сейчас я не буду этим заморачиваться, поэтому круг сузился не только до растений, которые могут жить в помещении, но и исключительно до тропических растений. Так что главное было выбрать то дерево, которое способно прожить зимой при температуре около 20 градусов (именно столько у меня сейчас на кухне).

Вот какой список я составил:

Ficus Retusa
Ficus Neriifolia
Ficus Salicifolia
Ficus Buxifolia
Ficus Natalensis
Ficus Benjamina
Duranta Repens
Grewia Occidentalis
Ehretia (Carmona) Microphylla (Macrophylla)

Не так уж и много: четыре растения, грубо говоря, если обобщить фикусы.

Недолго думая, я решил брать какой-нибудь фикус. Он заодно достаточно прост в выращивании, неприхотлив и быстро растет.

Настала очередь искать место, где бонсай можно купить. Я нашел пару магазинов "флерист", продающих какие-то деревца, фикусы и бонсаи, но в итоге ни в один так и не сходил. Я решил, что лучше купить не то, что там продается, а то, что есть в теплицах. Благо я таки нашел одну теплицу за городом - один мужик продает у себя дома (расскажу в подробностях чуть ниже). В цветочном же слишком велика вероятность купить то, из чего у меня ничего никогда не получится - а именно обрубленную кочерыжку в горшке для бонсая, с уродливым срезом, без сбежистости и странными ветками. Это как раз то, что и называется mallsai.

Вообще, тем, кто начинает заниматься таким делом, вначале самое главное понять разницу между бонсаем, бансаем и молсаем. Ну и банзаем заодно.

Выбрав растение, с января я начал усиленно читать всякие форумы и блоги, как русские, так и американские. Пожалуй, это впервые, когда я читал сайты на одну тематику одновременно и на русском, и на английском. В глаза сразу бросается разница: на русских форумах на любой чей-то вопрос следуют комментарии в стиле "это вообще у вас не бонсай, сбежистость никакая, пропорции не те, ветки растут неоттуда, стиля нет, форма несуразная и вообще вы мудак". На английский сайтах люди как-то подобрее.
Мне очень понравился вот этот блог. Это парень из Флориды (эх, хотел бы я жить во Флориде!). Я очень многое у него почерпнул и еще почерпываю.

В общем, в итоге вопрос был лишь в том, покупать сейчас или ждать весны, чтобы не заморозить дерево по дороге. Ну и я был бы не я, если бы не плюнул и стал ждать :)

Выбора у меня большого не было - пришлось ехать за город, вот сюда.
Это где-то между Roxton Falls, Roxton Pond и Saint-Joachim de Shefford, среди полей. Километров 100 от Монреаля. Там мужичок, лет 35, скромненький, но по виду чистый фермер (точнее, грязный). У него две огромные теплицы: по-моему, в одной тропики, а в другой - листопадные и хвойные. Но во вторую я не заглядывал, так что точно не скажу.
Деревца у него разные - и очень маленькие, и чуть побольше, есть и предварительно сформированные. Цены от 5 до 100 долларов.
В принципе, покупка маленького растения имеет две стороны: с одной стороны ты начинаешь формировать и контролировать растение с самого начала, а не покупаешь обрубленное непонятно что, а с другой стороны - это занимает, естественно, больше времени (лет). Но для меня бонсай - искусство жизни. Так что не проблема.

В итоге я не удержался и взял у него два фикуса вместо одного. Маленький Ficus Neriifolia  за 7 и большой Ficus Retusa (microcarpa) за 30 баксов.
Вот эти красавцы в их первоначальном виде:




Кстати, вез я их в сумке, укрытой пледом.

Обо всех прочих вещах, необходимых для бонсай, я расскажу отдельно. Скажу только, что грунт у него можно купить, но он одного вида и не очень.
Есть также выбор недорогих горшков, но совершенно нет никаких поддонов. Впрочем, я кое-что у него прикупил (см. отдельные посты). А еще мне очень понравилась шерсть его кошек! У моей Марчи она не такая "мягкая и шелковистая", наверное, потому что живет в квартире.

Как видите, сейчас это самые обычные кустики. Теперь я дам им время на адаптацию - пару недель, а может и месяц - прежде чем пересадить их и вообще к ним прикоснуться. Маленького, впрочем, нужно пересадить срочно (чем и займусь завтра), так что об этом в следующем посте.

2 комментария: